общественные слушания
Доклад на  публичные слушания
 
О комплексной модернизации системы образования  в школе
Уважаемые  участники публичного слушания !
 
В последние годы государственная образовательная политика, реализуемая в рамках программы модернизации образования, была сфокусирована на решении задач повышения качества, доступности и эффективности образования.
 
Приоритетный национальный проект "Образование" 2006 года, комплексный проект модернизации образования
2008 года выстраивают четкую стратегию развития образования.  
 
Реализация комплексных проектов модернизации образования на территории России началась с 2007 года. Решением конкурсной комиссии на основе обсуждения результатов экспертизы путем тайного голосования для оказания государственной поддержки на реализацию комплексных проектов модернизации образования в 2007 году был отобран
21 субъект Российской Федерации. В 2008 году еще 10 регионов, в том числе и наша область, стали участниками проекта.
 
Победа Саратовской области в конкурсе комплексных проектов модернизации региональных систем образования вызвала большой общественный резонанс. С этим проектом и учителя, и учащиеся, и  я связывают надежды на серьезные позитивные изменения в сфере образования.
Основной целью КПМО является предоставление всем школьникам независимо от места жительства возможности получения качественного образования.
Комплексный проект модернизации системы образования предусматривает следующие направления:
1.    Введение новой системы оплаты труда работников общего образования.
2.     Переход на нормативное подушевое финансирование.
3.    Развитие региональной системы оценки качества образования
4.    Развитие сети общеобразовательных учреждений.
5.    Расширение общественного участия в управлении образованием.
6.    Организационное сопровождение
(мониторинг КПМО).
Предлагаю Вам более подробно остановиться на рассмотрении каждого направления реализации КПМО :
Первое направление Комплексного проекта модернизации образования -
переход на новую систему оплаты труда, направленной на повышение доходов учителей. Учитывать не только объем, но и качество преподавательской работы, учитывать при формировании заработной платы все виды деятельности учителя - вот задача, поставленная перед системой образования Президентом Российской Федерации.
Фактически - это главное обязательство  школы  по реализации проекта.
В настоящее время конкурентоспособность заработной платы педагогических кадров на рынке труда района остается низкой. Несмотря на повышение с 1 февраля текущего года на 14% и региональные доплаты, средний заработок учителей в нашей школе  составляет не более 8000  руб.
Существующая единая тарифная сетка не позволяет значительно увеличить заработную плату и запустить механизм зависимости роста их доходов от качества и результативности труда.
Министерство образования области предлагает модель системы оплаты труда работников общего образования области, которая  предусматривает разделение фонда оплаты труда образовательного учреждения на: базовую часть и стимулирующую часть. 
Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату работников образовательного учреждения (оплата за образовательный стандарт), которая должна составлять 80% от всего ФЗП - это оплата максимальных видов деятельности учителя, всего того, то можно нормировать (проверка тетрадей, заведование кабинетом и т.д). Как правильно нормировать? Как оплатить все виды деятельности? Эта задача, которую мы будем решать вместе с вами.
Стимулирующая часть ОТ, та часть оплаты, которую учитель должен получать за то, что он делает сверх стандарта. Как ее распределять? Что такое качество образования и как его связать с оценкой качества труда учителя? Что такое результативность? Чем отличаются результаты школы вчера и сегодня? Как оценивать учителя по социальным компетентностям, благодаря которым ученик будет социализирован и успешен в жизни.
Мы понимаем, что сегодня результат образования это не объем программ, освоенных ребенком. И для этого нам необходимо разработать и принять регламент распределения стимулирующей части на уровне общеобразовательного учреждения; принять регламент доклада директора школы, который будет согласовывать Управляющий совет, т.е. общественность. Отсюда новая задача: школе предоставляется высокая степень самостоятельности при распределении стимулирующих доплат.
НСОТ предполагает повышение доходов учителей разных групп в разной степени, лучшие учителя должны получать очень хорошую доплату.
Переход на новую систему оплаты труда будет осуществлен поэтапно:
с 1 сентября текущего года - на основании приказа министерства образования  наша школа  переходит на введение новой системы оплаты труда учителей;
 Особая роль в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда,
определении качества работы педагогов будет отведена органам
государственно-общественного управления школы - управляющему совету.
Изменится и система аттестации учителей. Обновление процедур и форм
аттестации педагогических и руководящих работников образовательного
учреждения осуществляется с 2007 г. Новая модель аттестации педагогических
работников образовательного учреждения объединяет в единую систему
мониторинг профессиональной деятельности педагога и его повышение
квалификации, с учетом критериев и показателей результативности труда. Такая
система позволяет проследить динамику профессионального развития и в связи
с введением новой системы оплаты труда повысить требования к работникам,
претендующим на присвоение первой и высшей квалификационных категорий.
«Лучший способ защиты учителя - это развитие его профессионализма» и я
согласна с высказыванием Адамского Александра Изотовича. Чтобы повысить
качество - значит открыться для потребителя: ученика, родителя, общества.
Без сомнения, введение новой системы оплаты труда сопряжено с определенными рисками, из них в качестве главных можно отметить:
·    неготовность административно-управленческого персонала и, пожалуй, самих
учителей к работе в новых финансово-экономических условиях;
·    сложность экспертной оценки вклада педагога в формирование
общепредметных умений, ключевых компетенций, социального опыта учащихся,
что и должно определять размер стимулирующей части оплаты труда;
·    риск волевого распределения стимулирующей части фонда оплаты труда
руководителю образовательного учреждения;
·    невозможность изыскания средств для реального увеличения заработной
платы учителей внутри системы образования.
Для введения НСОТ работникам школы  в I полугодии 2008 г. будет принят
соответствующий закон области и внесены изменения в действующие
региональные законодательные акты. Запланирована разработка
автоматизированной программы расчета бюджета школы, обучение работников 
школы.
Второе направление комплексного проекта модернизации образования области - переход на нормативное подушевое финансирование - означает введение базового норматива - минимально допустимого объема финансовых средств, необходимых для финансирования  школы  в расчете на одного обучающегося.
Финансирование расходов на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования осуществляется посредством выделения субвенций местным бюджетам. Т.е. другими словами:
Деньги следуют за учеником, высокая степень самостоятельности  школы  в расходовании средств - вот главные принципы нормативного финансирования.
Переход на нормативное финансирование  школы  будет осуществляться поэтапно. Надо сказать, что данное направление Комплексного проекта в Саратовской области базируется на ряде законодательных актов.
Необходимо
·    Усовершенствовать законодательную базу
·    Увязать нормативы с НСОТ, увеличив учебные расходы
·    Возможно включение в норматив оплаты Интернет и расходов на
повышение квалификации учителей
ПРОБЛЕМЫ             
·    Необходимость постепенного выравнивания корректирующих коэффициентов
Переход на НПФ, в частности, позволит увеличить долю учебных расходов в нормативе финансирования в 2009 г. до 8%. Уровень учебных расходов в нормативе финансирования в бюджете 2008 г. увеличен более чем в 5 раз по сравнению с 2007 г. (с 0,6 до 3%) за счет включения в него в полном объеме расходов на учебно-методическую литературу.
Следующим направлением проекта является
развитие региональной системы оценки качества образования.
Построение адекватной системы оценки качества образования является наиболее сложной задачей Комплексного проекта.
Понятие качества образования трудно определить однозначно.
Под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, здоровье граждан.
Качество образования - это совокупность свойств и характеристик, не только качество эффективного результата образования, но и качество условий, качество процесса и качество управления этим процессом.       
        
Качество образования - «степень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых образовательными учреждениями образовательных услуг» или «степень достижения поставленных в образовании целей и задач».
 
Все  определения верны, поэтому проблема оценки, стоящая за выявлением качества образования должна решаться технологически через введение специальных шкал - критериев оценки, позволяющих измерять
комплексную образовательную эффективность.
          Качество образования необходимо оценивать для обеспечения гарантии прав человека на получение образования, соответствующего мировому уровню.
Также оценка качества важна как необходимое условие экономии средств, которые общество тратит на образование.
Качество образования должно являться мерилом всех достижений и вносимых изменений в образовательную политику и практику» поэтому необходимо уметь его оценивать.
Работники школы нередко сетуют на отсутствие четко сформулированного государственного заказа на качество образования подрастающих граждан. Однако вся мировая практика указывает, что в 21 веке главным ресурсом воспроизводства и развития общества станет образование. Качественное образование обеспечит развитие кадрового потенциала новой экономики, позволит молодежи взять ответственность за свое благосостояние и адаптироваться в рыночной среде, будет  способствовать предотвращению обострения социальных процессов и укреплению стабильности государственной системы. Соответственно высокое качество образования становится основным критерием и фактором формирования полноценной личности.
 Наша  школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.
Слайды
Показатели качества общего образования свидетельствуют о значительных различиях в темпах развития муниципальных систем образования и качества подготовки выпускников.
Обеспеченность современным учебным оборудованием школы  не превышает 25%.
В области уже сформирована система оценки качества общего образования,
включающая оценку условий организации функционирования систем
образования, образовательного и воспитательного процесса, оценку результатов
образовательной деятельности учреждений.
С 2006 г. в    нашей школе  апробируется независимая форма государственной
(итоговой) аттестации выпускников 9-х классов .
С 2004 г.  наша школа  участвует в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена (до 2007 г. - по 3-м предметам, 2007 г. - по 4-м предметам). В 2008 г. единый государственный экзамен будет проводиться по 6-ти предметам. В 2009 г. экзамен пройдет в штатном режиме по всем предметам учебного плана.
Реализуется профильное обучение в школе ( химико- биологический, информационно- технологический и универсальный профили ).
Конечной целью данного направления является построение объективной системы оценки качества образования согласованной с интегральным потребителем образовательных услуг (личность, общество, государство).
 
Комплексный проект предполагает в качестве четвертого направления
развитие сети общеобразовательных учреждений. По словам избранного Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева, в системе образования «необходимо формировать такую структуру, которая действует на проектных и сетевых принципах».
Важнейшим компонентом любого образовательного пространства является сеть образовательных учреждений.
Наличие оптимальной сети образовательных учреждений обеспечивает доступность образовательных услуг для населения. Организация эффективного взаимодействия образовательных учреждений как сетевых единиц в рамках единого образовательного пространства обеспечивает максимальное использование образовательных ресурсов для достижения необходимого качества образования.
Необходимость изменения структуры сети учреждений образования в новых условиях связана с решением задач повышения доступности качественного образования при эффективном использовании ресурсов. 
Реструктуризация сети учреждений образования должна создавать лучшие условия для обеспечения психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса. Данное требование предусматривает обеспечение соответствующих возрасту безопасных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса, соответствия деятельности образовательных учреждений лицензионным требованиям.
 Главным направлением развития сети общеобразовательных учреждений является создание базовых школ. В нашем районе определены 4 базовые школы: наша школа является одной из базовых школ района.
Это позволяет сконцентрировать материально-технические и кадровые ресурсы для обеспечения качественного образования, соответствующего современным стандартам.
Получит дальнейшее развитие предшкольное образование; внедрение новых учебно-методических комплектов в начальной школе; предпрофильная подготовка и профильное обучение, реализация программ психолого-педагогического сопровождения и обеспечения здоровьесбережения обучающихся. Запланированы большие объемы поставок в  школу  учебного и учебно-наглядного оборудования по различным предметам, компьютерного, спортивного, медицинского оборудования, оборудования для пищеблоков. 
 
На слайде вы видите, с какими рисками мы встретимся при реализации данного направления.
Серьезные преобразования образовательной системы региона потребуют
расширения общественного участия в управлении образованием.
На слайде представлены обязательства, взятые областью по реализации данного направления.
2007 год стал для нас, работников образования, годом преобразования государственной составляющей структуры управления  образовательной системой - создана модель  Управляющего совета.
 
 
 Рассмотрим модель системы управления школой   слайды …
В данном направлении выделяются следующие риски и здесь мы не исключаем возможности возникновения ряда проблем:
·    Неготовность администрации, и общественности к разделению
ответственности по управлению образовательным учреждением
·    Формальный подход к созданию и организации деятельности Управляющих
советов
·    Возникновение конфликтных ситуаций при распределении стимулирующей
части фонда оплаты труда
·    Искаженные представления общественных управляющих о современном
качестве образования
Минимизировать названные риски можно двумя путями: тщательным подбором достойных, ответственных кандидатур в общественные советы и продуманной системой обучения, возможно с сертификацией общественных управляющих.
И о шестом направлении Комплексного проекта:
организационном сопровождении его реализации мы ознакомимся немного позднее.
             Однако мало
выиграть конкурс, нужно проект модернизации региональной системы образования эффективно реализовать.          
Важно отметить, что работа по реализации комплексного проекта модернизации образования будет проводиться в проектном режиме.
При решении любой проектной задачи крайне важно точно оценить и задать те начальные условия, в которых реально функционирует система.
При этом мы понимаем, что устойчивое развитие системы образования требует комплексного рассмотрения проблем оценки управления и обеспечения качества, смещения приоритетов в управлении образованием с процесса на результат.
Именно с этих позиций сегодня будем рассматривать состояние системы образования в школе и ее готовность к реализации поставленных задач.
 
Стремительные процессы обновления в жизнедеятельности общества потребовали приложения серьезных усилий в совершенствовании системы управления образованием школы.
 
Основной целью нашей с вами деятельности, ключевым вопросом образовательной политики в школе  является существенное
достижение нового современного качества   общего среднего и дополнительного образования через эффективное управление образовательным процессом.
 
Для достижения этой цели выработаны следующие стратегические линии: 
1.    приоритетом содержание образования  школы  объявить здоровье ребенка;
2.    во главу угла поставить его интеллектуальное развитие;
3.    сделать своими союзниками в деле воспитания и образования родителей;
4.    расширить общественное участие в модернизации школьного образования.
 
Главное сейчас для управления муниципальной системой образования - это формирование позитивного отношения общественности к проблемам образования, возможность открытого обсуждения того, что происходит в образовательной системе школы. 
          Мы собрались сегодня с вами, чтобы обсудить вопросы создания новых механизмов для решения предстоящих задач в рамках эффективной реализации комплексного проекта модернизации образования
на территории нашей школы.
 Контингент обучающихся в школе на 2008-2009 учебный год по прогнозам   составит 322 учащихся. Средняя наполняемость классов по  школе составит 18,5 ученика .
Стоимость образовательной услуги в расчете на одного ученика по городу равна
14 551,25руб. в год .
Согласно лицензионным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса доля педагогических работников с высшим профессиональным образованием должна быть по городу не менее 85% (факт - 72,5%   см. слайд.
Количество обучающихся на одного учителя - 11,5  человек. 
 
Вот я не в полном объеме представила Вам те начальные условия, с которых нам придется начать реализацию КПМО в  школе.
А теперь необходимо ознакомиться с обязательствами, данными нам  областью, которые мы просто обязаны  выполнять. 
слайды
Все изменения, инновационные процессы, происходящие в системе образования  школы,  будут постоянно находится в поле зрения общественности, а также обсуждаться на школьных родительских собраниях, педагогических советах,  школьной конференции педагогов.
 
Несмотря на определенные положительные моменты, управлением  школой пока еще недостаточно в полном объеме начата работа по реализации КПМО, не полностью включились в поиск путей развития  школы, впереди большая, трудоемкая, но интересная работа.
Надеюсь и убеждена, что консолидация институтов власти, работников школы, учащихся и общественности поможет более  эффективно приступить к реализации КПМО в нашей школе.  Общими усилиями у нас все получится.
 
Пусть сегодня и впредь определяющими для нас останутся слова Президента России В.В.Путина: «Мы должны подтолкнуть образовательную сферу к переходу на  новые принципы работы, адекватные времени. От того, чему и как мы учим сегодня, в значительной степени зависит то, как будем жить завтра».
 
Разрешите мне пожелать всем творческих успехов в реализации КПМО Саратовской области на территории  МОУ СОШ р.п.Пушкино
Благодарю за внимание!
Hosted by uCoz