Публичный доклад
 
Публичный доклад муниципального
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной
школы  р.п.Пушкино
 
2007-2008 учебный год
 
 
 
Краткая информационная справка о школе.
 
    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя обще-образовательная школа  р.п.Пушкино Советского района Саратовской области расположена по адресу: Саратовская область Советский район р.п.Пушкино ул.60 Лет Октября, 2.
 
Телефон:  62-1-49
 
Школа как учебное заведение существует с 1974 года. 
 
На начало 2007-2008 учебного года 319 человек.
В школе 18 классов: 1-4 кл. - 7 классов
                                   5-9 кл. - 7 классов
                                   10-11 кл. - 4 класса
 
Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели, продолжительность уроков                       45 минут.
 
Школа реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и программу профессиональной подготовки. В школе работает  группа продленного дня.
 
Материально-технические условия: количество учебных кабинетов - 44, из них 1 кабинет информатики,  интерактивный класс ,   спортивный зал,  актовый зал, мастерская .
 
Руководство школой осуществляют почетный работник образования,
директор  высшей квалификационной категории Денисова Л.Г.,
зам. директора по УР  Храброва Н.Г.,
зам. директора по ВР  Кравцова Н.В.,
зам. директора по АХЧ  Минаева С.С.
 
Последнюю аттестацию школа успешно прошла в 2004 году.
 
 
Миссия, концептуальные цели  и задачи развития (приоритетные
направления развития школы).
 
    Для решения стратегической задачи школы: воспитание самостоятельного, ответственного, думающего человека, главными направлениями в работе стали:
- формирование информационной среды;
- внедрение здоровье сберегающих технологий;
- формирование ключевых компетенций;
- профильное обучение;
- воспитание гражданственности и патриотизма.
    Из национальной доктрины образования вытекала цель школы: организация образовательного процесса, способствующего в максимальной степени становлению конкурентно-способной личности.
    Для выполнения этой цели поставлены
задачи:
1. Повысить качество образования
    Средства достижения:
- организация образовательного процесса, способствующего в максимальной степени становлению ключевых компетенций ученика;
- усиление мотивации педагогов на освоение инновационных педагогических технологий обучения и воспитания;
- освоение и использование в работе педагогического коллектива здоровье сберегающих педтехнологий (коллективно-групповые способы обучения, уровневая дифференциация, метод проектов, модульная технология).
2. Улучшить социальную ориентацию учащихся.
    Средства достижения:
- разработка рационального механизма комплектования профильных классов;
- достичь оптимального соотношения базового и дополнительного образования;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
- расширение возможностей выбора каждым школьником индивидуальной образовательной программы.
3. Формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность и способность нести личную ответственность за свою судьбу и судьбу страны.
    Средства достижения:
- развитие школьного музея истории школы;
- интеграция воспитания в общий процесс обучения (уроки гражданственности, мира, конституции и т.д.);
- включение в общеобразовательный процесс предметов дополнительного образования 
 
Критерии приближенности к цели:
1. Состояние здоровья детей, тенденция его изменения.
2. Комфортность школьной среды, психологическое самочувствие учащихся, их отношение к школе.
3. Развитие потенциальных возможностей учащихся, переход на новые уровни развития.
4. Обеспечение государственного стандарта образования.
   Подросток, выходящий из основной школы, должен уметь:
   - видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах;
   - овладеть соответствующими компетентностями на определенном уровне их реализации;
   - овладеть определенным социальным опытом, позволяющим ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
   - уметь делать осознанный выбор, по крайней мере на уровне той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
    Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание.
      Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития (в соответствии с имеющимися у школы возможностями) для всех детей: одаренных, обычных, - с учетом различий их склонностей и способностей. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями, с другой стороны - гибко реагировать на социальные изменения среды.
      Развитие школы   предполагает сохранение и приумножение  достижений и тенденций поступательного движения к новому качеству образования; создание условий для наиболее полной реализации политики повышения качества образования, совершенствование и внедрение новых информационных технологий, создание развитой информационной среды образовательного процесса на базе локальной сети с использованием ресурсов Интернета, предполагающей:
- совершенствование системы мониторинга качества образования;
- ведение электронного документооборота;
- повышение доступности информационных ресурсов для участников образовательного процесса;
- наращивание информационных ресурсов на электронных носителях, повышение эффективности их использования в УВП.
     Комплексно - целевые программы, по которым работает школа:
- Моя гражданская позиция;
- Мы выбираем здоровье;
- Одаренные дети;
- Работа с детьми, имеющими низкую учебную мотивацию;
- Программа преемственности между начальной школой и средним звеном.
Приоритетные направления деятельности.
1. Овладение администрацией диагностико-аналитическим подходом в управлении школы.
2. Разработка и реализация координационного плана работы с педагогическими кадрами над общей методической темой. Усиление контроля за уровнем методической работы через управленческие функции     (приказ, административные совещания).
3. Применение всеми учителями инновационных технологий, в том числе проектного метода, внедрение здоровье сберегающих технологий.
4. Психологическое обеспечение образовательного процесса, в том числе решение психологических проблем преемственности - начальная школа - среднее звено.
5. Переход старшей школы на профильное обучение, предпрофильная подготовка в 9-ых классах. Разработка и использование многоуровневых учебных программ, отбор и обоснование педагогических технологий профильного обучения.
6. Введение уровневой дифференциации на уроках физкультуры (по группам здоровья) на основе диагностики состояния здоровья каждого ребёнка (обследование врачом и психологом школы), внедрение в практику работы школы системы педагогического, психологического мониторинга.
7. Глубокое изучение состояния преподавания русского языка и литературы в школе, обеспечение методического сопровождения опережающего обучения, коррекционной работы. Соблюдение орфографического режима и единых требований. Учителям русского языка и литературы больше внимания уделять самостоятельному чтению на уроках, словарной работе, индивидуальной работе со словами сложной слоговой структуры.
8. Организация персонального контроля за уровнем профессиональной деятельности учителей, не обеспечивающих усвоение учащимися учебного материала в соответствии с программами и организация эффективной методической работы.
9. Усиление контроля за факторами внутри школьной жизни, влияющими на здоровье учащихся (перегрузка домашними заданиями, неблагополучие психологического климата в классе, наполняемость классов и т.д.).
10. Более активное вовлечение учащихся начальной школы в научную творческую деятельность.
11. Кардинальное улучшение качества преподавания математики.
12. Разработка и внедрение в практику работы школы системы педагогического, медицинского мониторинга.
13. Разнообразие форм деятельности, формирование культуры устного ответа. Большое внимание уделять развитию связной речи, учить рассуждать, обобщать, делать  выводы, рецензировать чужие ответы, учиться корректировать свою собственную речь на всех уроках, а не только гуманитарного цикла.
14. Учителям естествознания необходимо развивать познавательный интерес к своему предмету, творческие способности, формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять явления, а так же умения пользоваться учебником, справочной литературой, умения использовать опорные практические умения и навыки.
15. Работу по организации УВП строить на диагностической основе.
 
Проблемно-ориентированный анализ педагогической
деятельности.
 
       На начало 2007-2008 учебного года в школе обучалось 319 человек, в конце учебного года 315. Выбыло 22 человек, прибыло 18 человек.
        На индивидуальном обучении находилось 10 человек.  
     Учебный год школа закончила со следующими результатами.
 
 
2005-2006
 2006-2007
 2007-2008
 Успеваемость по
школе
 99,6%
 99,6%
 99,6%
 Отличники и
хорошисты
 43,2%
 45%
 47,1%
 Оставлены на
второй год
 3
 2
 3
 Золотые медали
 1
 2
 -
 Серебряные
медали
 -
 1
 3
 Аттестат с
отличием
 1
  3
  -
Оставлены на повторный курс обучения:
Класс
 Классный
руководитель
 Ф.И. ученика
 Предмет
 Причина
 2
  Курьянова
Н.А.
  Кизеров
Женя
 Русский
язык,
математика
  По
рекомендации
врача-психиат
ора
 1
 Рябуха Л.А.
 Калугина
Галя
 -
 По
рекомендации
врача-психиат
ора
 1
 Рябуха Л.А.
 Персин
Сергей
 -
 По
рекомендации
врача-психиат
ора
 
Обучаются на «отлично»- 22 человек
 
 
Школа работает по базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, по общеобразовательным адаптированным программам.
 
  Наши достижения в этой области:
1. Расширяется спектр образовательных услуг. В школе реализуются образовательные программы:
§    предшкольного образования (школа будущих
первоклассников)
§    общеобразовательные;
§    предпрофильной подготовки и профильного обучения;
§    индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем
(организация обучения на дому);
2.  Реализация учебного плана в полном объеме. Рациональное использование часов вариативной части:
§    на основе школьного компонента более углубленно
изучаются основные предметы.
§    индивидуальные занятия с учащимися 5-11 классов;
§    элективные курсы  в 9 классах- 3 часа.
§    Элективные предметы в 10-11 классах - 4 часа.
 
3.Совершенствуется система предпрофильного обучения:
§    подготовлен пакет нормативно- правовых документов;
§    разработана программа психолого-педагогической
поддержки учителей и учащихся в предпрофильном обучении;
§    обновлен диагностический материал по выбору профиля
учащихся;
§    расширяется спектр предметов для изучения на
предпрофильном уровне.
4. Активно внедряются в учебный процесс современные образовательные технологии. Растет процент педагогов использующих проектные методы обучения (67%); компьютерных технологий (80%), проблемно-поисковые технологии (54%). Результат: было создано научное общество учащихся.
5.Рост информационной культуры учащихся в рамках учебного плана:
 Увеличение количества часов на информатику в средней школе - 2 часа
Открытие официального школьного сайта
6. Рост информационной культуры педагогов:
§    86% педагогов владеет ПК; 95% внедряет ИКТ в
образовательный процесс;
§    наблюдается рост мотивации учителей к проведению уроков
с использованием ИКТ;
§    создана медиатека учебных  пособий и образовательных
программ;
§    приобретение оргтехники,  ПК, (компьютерами оснащены
кабинет   биологии, математики, истории ,химии, литературы)
§    обновление лабораторного оборудования для кабинетов  
химии, географии, математики, биологии.
§    создание  «Школьного сайта».
Анализ результатов итоговой аттестации 9-х классов и 11-х
классов:
 
Всего выпускников:
9 классы - 24 человека                                       11 классы - 21 человек
Допущены к экзаменам все.
Освобожденных от экзаменов нет.
 
Награждены медалями:
Класс
 Классный
руководитель
 ФИО ученика
 Какая медаль
 11 «А» класс
 Мельникова Н.Н.
 Дикова А
 серебро
 11 «А» класс
 Мельникова Н.Н.
 Ракова О.
 серебро
 11 «А» класс
 Мельникова Н.Н.
 Филатова О
 серебро
 
        Анализ статистических результатов аттестации позволяет сделать вывод, что учащиеся 9-х классов успешно сдали экзамены в новой форме по русскому языку, обществознанию, алгебре, биологии, в обычной форме - по  химии, информатике, ОБЖ . Учителя Лебедева Л.В., Мищенко С.В., Беляева Н.В., Початкова Т.Д., Храброва Н.Г., Поляков Н.В., Курьянов А.П. сумели подготовить детей к экзаменам.
 
.
     Одним из важнейших шагов на пути качественного образования является профилизация школы.  В 9-х классах введены предпрофильные курсы: психолого- педагогического сопровождения: « На пороге взрослой жизни», «Учимся договариваться», « Современные психотехнологии в построении карьеры»;естественно- математический цикл: « Химия металлов», « Бионика- наука величайших возможностей», « Семь раз измерь, один раз отрежь», « Секреты комбинаторики», « Секреты создания полезных компьютерных программ»; гуманитарный профиль: « Право в нашей жизни», « Культура речи», « Литературный калейдоскоп», « Путешествуем по городам Саратовской области»

      Введение предпрофильного обучения ориентирует на профилизацию в старших классах, ставя тем самым детей перед необходимостью все более ранней жизненной ориентацией.
     Школа выбрала химико-биологический профиль .С 2008- 2009 года вводится второй профиль- информационно- технологический. Все учителя ,работающие в профильных классах, имеют высшее образование, высшую квалификационную категорию, прошли курсовую подготовку.
     Для улучшения социальной организации учащихся дополнительными педагогическими услугами в этом году охвачено 71% учащихся начальной школы, 56% учащихся среднего звена, 82% учащихся 10-11 классов.
 
     Одной из задач, поставленных на этот учебный год, является охват дисциплинами, обеспечивающими успешную социализацию.
     До 80% учителей обучены через различные курсы владению новыми информационными технологиями.
 
     Воспитательная система нашей школы направлена на разностороннее развитие каждого ребенка, его нравственное и физическое совершенствование. Не столь важно обогатить ребенка дополнительными знаниями, сколько сформировать у него потребность в них, пробудить любознательность, сформировать умение что-то делать своими руками, умение слушать, видеть, понимать произведения искусства. 
      
Воспитательная работа была направлена на достижение современного качества обучения и воспитания, его соответствия актуальным  и перспективным потребностям личности, общества и государства.
      Одной из задач для достижения этой цели, стоящих перед школой, являлась интеграция воспитания в общий процесс обучения в целях формирования гражданской ответственности, правового самосознания, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, воспитания активной личности, гражданина и патриота.
      Решая эту задачу, педагоги обеспечивали комплексный подход (на классном, общешкольном уровнях и через систему дополнительного образования) к организации воспитательной деятельности, которая осуществлялась по следующим  направлениям:
·    воспитание потребности в здоровом образе жизни;
·    воспитание гражданственности и патриотизма;
·    нравственное и эстетическое воспитание;
·    трудовое воспитание и профориентация.
     Приоритетными направлениями в этом учебном году были работа по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.г.», Президентской программы «Здоровый образ жизни».
    Организация жизни ученического коллектива педагогически целесообразна. Основными элементами структуры воспитательной системы являлись сообщества детей и взрослых (класс, объединения ДО,   самоуправление через ДО «Светлячок»). В школе трёхуровневая система самоуправления: первый уровень -  ученическое самоуправление в классных коллективах (Совет класса); второй уровень - школьное ученическое самоуправление (Совет старшеклассников); третий уровень - общешкольное самоуправление (Совет школы).
    Самоуправление школьников представлено Советом старшеклассников, деятельность которого регламентирована соответствующим положением и планом работы. Совет старшеклассников решает вопросы организации дежурства в школе и ученического досуга, реализацию добровольческих акций. В классах есть ученические активы. При подготовке различных мероприятий формируются временные разновозрастные группы самоуправления. 85 % учащихся принимает участие в самоуправлении на разных уровнях. 
     Решая третью задачу «Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимодействия с семьями, учреждениями дополнительного образования и общественными организациями», школа заключила договора о совместном сотрудничестве с  ДК, ЛОВД, больницей, СГУ, поселковой библиотекой, д/сад № 119.. Школа в полной мере использует воспитательные возможности среды, чтобы защитить учащихся от отрицательного воздействия. Система дополнительного образования отвечает целям и задачам образовательного учреждения и осуществляется через  кружки и секции. 
 Система Дополнительного образования имеет программное обеспечение. Количество учащихся, занятых в кружках и секциях  84% . Наблюдается увеличение занятости учащихся. 
 Есть в школе талантливые и одаренные дети:    Петрова Елена , Кравцова Наталья, Лацыбо Владимир, Черкасская Мария, Шухатова Даша, Габдулхаков Сергей, Куваншкалиева Виктория, Спирин Слава, Султакова Гульнара, Борисенков Дмитрий, Дрогалин Алексей, Земляк Дмитрий, Початкова Евгения, Шелехова Оксана, выпускники- Дикова Арина, Меньщикова Настя, Тлебалиева Карилгаш, Початков Михаил., Антонова Алена , Басамыкин Сергей
В рамках исполнения Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе создана система работы по профилактике правонарушений. Работа проводится в направлении современной и эффективной организации профилактики правонарушений по следующим направлениям: общечеловеческие нравственные ценности; жизненное самоопределение; самореализация личности подростка; безопасное поведение человека в обществе. Ежемесячно проводились Дни профилактики и заседания Совета профилактики правонарушений совместно с инспектором ПДН, направленные на привлечение учащихся «группы риска» к общественно-полезной деятельности и профилактики правонарушений.
Действует отработанная система отслеживания и выявления детей «группы риска» через классных руководителей, социального педагога и психолога в микрорайоне школы: операция «Контакт» (выявление учащихся, не приступивших к занятиям); формирование банка данных о детях и их семьях, введение индивидуальных карт сопровождения; проведение совместных рейдов  ; общешкольные дни здоровья (1 раз в полугодие); месячник здорового образа жизни «Молодёжь  поселка  против наркотиков и СПИДа»  .
Систематически проводится коррекционная работа с учащимися «группы риска» и их родителями, направленная на создание положительной мотивации к учебному процессу. С этой целью проводились индивидуальные беседы с детьми и их родителями, вёлся контроль успеваемости, посещаемости учебных занятий и занятий в кружках, внеклассных мероприятий, посещение учащихся на дому. Работа педагогов была направлена на повышение авторитета школы и учителя, воспитание детей в духе уважения и любви к труду, воспитание потребности в здоровом образе жизни, патриотических чувств, чувства ответственности, приучение к дисциплине.
Согласно социальному паспорту в школе учатся 8 детей   из семей, находящихся в социально-опасном   положении, 60- из малообеспеченных семей, 36- из многодетных семей, 10 - детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, 6 - на внутришкольном учете, из них  3 подростка стоят на учете в ПДН.
    Следует отметить, что в школе созданы благоприятные условия для интеллектуального, нравственного и физического развития ученика:
1) Анализ кадрового состава школы позволил наметить основные направления по совершенствованию методического мастерства учителей. Педколлектив отличается стабильностью, высокой квалификацией, имеет хороший творческий потенциал.
    В школе работают 36 учителей, из них 3 члена администрации, 1 учитель находится в декретном отпуске,   1-Поляков Н.В. - «Заслуженный учитель РФ»,   7 - «Почетный работник образования»,  
     Количество учителей, прошедших курсы повышения квалификации, из года в год увеличивается: 100 %  учителей прошли курсовую подготовку в 2007 - 2008 учебном  году.
82% от общего числа учителей - 2006 -2007 учебный год, а в 2005-2006 учебном году - 20%.
    Увеличилось и количество учителей, прошедших аттестацию:
8 человек в этом году.
1.   Учебный план школы разработан на основе Закона об образовании, приказа МО РФ от 09.02.98г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ». Учебный план утвержден директором школы, согласован с органами управления образованием . Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся соответствует максимально допустимому количеству часов с учетом шестидневной учебной недели. Учебный план состоит из инвариантной и вариантной части. Инвариантная часть составлена в соответствии с Базисным учебным планом и обеспечивает выполнение требований государственных образовательных стандартов.
     Содержание учебного плана отражает систему образовательного учреждения по проблеме «Социализация образовательно - воспитательного процесса».
2.  Программно-методическое обеспечение позволяет в полном объеме реализовать учебный план. На основании анализа учебных программ и календарно-тематического планирования можно сделать следующие выводы:
- в своей работе учреждение использует государственные образовательные программы для образовательных учреждений, рекомендованные Министерством образования РФ;
- все учебные программы обеспечены учебно-методическими материалами;
- учителя работают в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планированием .
- программы реализуются в полном объеме .
3.  Расписание учебных занятий составлено с учетом целесообразности организации воспитательно-образовательного процесса, создания необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной динамики работоспособности. При анализе соответствия расписания учебному плану выявлено: расписание учебных занятий включает в себя все образовательные компоненты, представленные в учебном плане школы; составлено расписание факультативных и индивидуальных занятий.
4.  В школе соблюдается санитарно-гигиенический режим.   Освещение, подбор мебели приводятся в соответствии с СанПиН.
     Питанием охвачены 80% учащихся. Остальные учащиеся пользуются буфетом.
     Медицинский осмотр проводится 2 раза в год. Динамика хронических заболеваний свидетельствует об  улучшении здоровья учащихся.
    В нашей школе создан логопедический пункт для оказания помощи ученикам, страдающим нарушениями устной и письменной речи.
 
Работу с социально-незащищенными детьми и детьми «группы риска» проводит социальный педагог  Земляк О.А.
    При работе с такими детьми классные руководители стараются дать им поручения, с которыми они могли бы справиться, привлечь их в кружки, секции, во все классные и школьные мероприятия, чтобы они могли увлечься чем-то полезным и использовали свою энергию на получение качественных значений, умений, навыков.
5.  В 2007-2008 учебном году значительно улучшилось материально -техническое обеспечение , приобретено  оборудование: для современных компьютерного, интерактивного классов, кабинеты  биологии, математики, географии, химии , 5 мультимедийных проекторов, 1 телевизор, мягкие стулья, 2 комплекта ученической мебели;   приступили к созданию медиатеки и т.д.
6.  Основной задачей управленческой деятельности является контроль со стороны администрации за исполнением требований государственных образовательных стандартов. Контроль осуществляется на основании плана работы школы. По итогам инспекционно - контрольной деятельности составляются аналитические материалы, издаются приказы директора. Внутришкольный контроль строится в соответствии с целями и задачами школы. Администрацией школы используются различные формы внутришкольного контроля: тематический, фронтальный, индивидуальный, классно-обобщающий, комплексно-обобщающий. Основой совершенствова-
ния учебного процесса является анализ деятельности учителя. Систематизируются данные внутришкольного контроля в графиках, таблицах. Результаты внутришкольного контроля обсуждаются на совещаниях при директоре, педагогических советах. Анализ имеющихся материалов позволяет судить об учебных возможностях школьников, целенаправленно проводить коррекционную работу. Мониторинг, проводимый на протяжении нескольких лет, обеспечивает администрацию необходимой объективной информацией, позволяет соотнести результаты с поставленными задачами, корректировать управленческую деятельность.
    
    Систематичность контроля (периодичность проверки знаний и умений каждого ученика, накопление отметок за разные виды работ в течение четверти) отражаются в журнале. Журналы проверяются заместителем директора по учебной работе в соответствии с планом внутришкольного контроля. При оценке знаний и умений школьников используется пятибалльная система.
   По всем предметам применяются методы устного и письменного контроля. В преподавании предметов естественного цикла используется лабораторно-практический контроль. Итоговый контроль осуществляется в различных видах. По субъекту контроля - это административные, районные и областные контрольные работы; по соответствию прогнозируемому результату -переводные и выпускные экзамены; по форме проведения - устная, письменная формы.
       Главным направлением работы педколлектива в 2007-2008 учебном году было внедрение технологии мониторинга обученности учащихся по основным предметам, мониторинг воспитанности учащихся,  мониторинг профессиональной компетентности педагогов.
Внутришкольный контроль носит системный характер, мониторинг проводится как по промежуточным, так и по конечным результатам.
Мониторинг включает в себя проверку и оценку количественного сопоставления полученных результатов, определение качественных особенностей обученности учащихся.
Работа по совершенствованию мониторинга ведётся по следующим направлениям:
1) Собеседование по кадрам по составлению тематического планирования
2) Входная диагностика при переходе учащихся на новую ступень обучения в форме контрольных работ в 5х и 10х классах. В результате проверки выявляется, как в основном учащиеся осваивают программы начальной и основной школы. Анализ контрольных работ позволил спланировать индивидуальные занятия с учащимися.
3) Особый блок в ВШК занимает контроль
за результатами обучения детей, испытывающих трудности в учёбе. Он включает:
ь    контроль за наличием у учителей разноуровневых заданий;
ь    посещение уроков учителей, дающих наибольшее
количество неуспевающих;
ь    проверку рабочих тетрадей;
ь    проверку дневников;
ь    проверку журналов;
ь    малые педсоветы по классам;
ь    собеседование с родителями;
ь    работу школьной административной комиссии.
4) В школе сложилась система промежуточного контроля, которая включает:
§    административные контрольные работы по окончании
каждого полугодия. По результатам контрольных работ составляются
диаграммы, выявляются типичные ошибки, которые обсуждаются на
ШМО и вносятся перспективы планирования.
§    срезы знаний по предметам, по параллелям, тесты по мере
изучения больших тем, тематические зачёты по уровневой
дифференциации. Анализ результатов позволяет оперативно
корректировать деятельность учителей.
5) Посещение уроков носит дифференцированный характер. Их цель:
§    анализ эффективность методических приёмов учителя,
обеспечивающих прочность знаний учащихся;
§    подтверждение или повышение качественного разряда
учителя;
§    работа с учащимися низкого уровня;
§    работа с учащимися повышенного уровня обучаемости.
 
Проверка классных журналов показала, что в основном состояние оформления журналов удовлетворительное. Теоретическая и практическая часть программы выполнена по всем предметам и во всех классах.
К сожалению, в течение всего учебного года наблюдались нарушения в ведении классных журналов. Это, прежде всего, следующие недостатки:
1) Исправление оценок и несвоевременное их заверение печатью и подписью директора школы
2) Несвоевременно или неправильно делались записи уроков и записи о выполнении программы по учебным четвертям и за год.
3) По накопляемости оценок есть замечания учителям.
4) Отсутствие в классных журналах сведений об отдельных учащихся.
5) Несоблюдение культуры и эстетики ведения классных журналов, а именно: использование корректирующей жидкости, неаккуратные записи в журнале, не соблюдаются границы между графой «что пройдено на уроке» и заданием на дом.
Таким образом, в следующем учебном году необходимо учесть все замечания, более ответственно подходить к оформлению и ведению журнала - как классным руководителям, так и учителям-предметникам.
Проверки дневников учащихся показали, что дневники имеют все учащиеся школы.
 В основном дневники ведутся аккуратно: заполнены страницы с личными данными
учащихся, ФИО учителей; большинство родителей регулярно проверяют дневники своих детей, еженедельно расписываются в них.
Классные руководители проверяют дневники каждую неделю, делают необходимые записи, касающиеся успеваемости, поведения и посещаемости учащихся, а также следят за правильностью ведения дневников.
Регулярно классными руководителями делаются выписки оценок из классного журнала в дневники учащихся  (т.к. не всегда подаются дневники для выставления оценок на уроке).
Однако имеется ряд нарушений. Наиболее распространенные нарушения  это записи карандашом и цветными ручками, написание названий предметов через тире, ошибки в написании ФИО учителей, отсутствие записей домашних заданий.
Есть единичные случаи отсутствия личных данных учащихся, неправильное написание названий предметов.
  К грубым нарушениям можно отнести наличие посторонних записей в дневнике, отсутствие подписей родителей.
В следующем учебном году следует усилить контроль за ведением дневников у учащихся 5-х - 11-х классов.
Проверка тетрадей в течение учебного года показали, что в целом состояние тетрадей находится на хорошем уровне. Количество тетрадей по всем предметам (рабочие тетради, по развитию речи,  для контрольных, практических (лабораторных), творческих работ) соответствует норме. Соблюдается единый орфографический режим и нормы проверок тетрадей, выставляемые оценки также  соответствуют нормам; ошибок допущенных учителями при проверке работ, не обнаружено.
Общие замечания по ведению тетрадей:
- необходимо  следить за правильностью оформления титульного листа;
- исправлять орфографические ошибки (в тетрадях по  математике, физике, химии), особенно в терминах;
-  исключить излишнее использование цветных ручек, рисунки на полях тетрадей;
- выставлять оценки только красной пастой;
- не допускать записи карандашом.
Несмотря на постоянный контроль со стороны учителей-предметников за ведением тетрадей, тем не менее, выделяется группа учащихся (около 14 %) тетради которых ведутся крайне неаккуратно по всем предметам. В результате снижается впечатление от состояния тетрадей в целом.
В этом учебном  году целью персонального контроля было выявить затруднения  в работе молодых специалистов.  С учителями были проведены собеседования, посещённые уроки были разобраны, даны рекомендации. В следующем учебном году необходимо оказывать учителю методическую помощь по осуществлению индивидуального подхода к обучению на уроках русского языка и литературы.
Задачи внутришкольного контроля в новом учебном году:
- обеспечение постоянного мониторинга состояния учебно-воспитательного процесса;
- составление перспективной  программы школьного мониторинга, позволяющей отслеживать позитивные и негативные изменения
в функционировании школы.
7). Главной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников, является методическое объединение. Это коллективный орган школы, способствующий повышению профессиональной мотивации методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
Предметное МО, как правило, возлагает педагог, который:
- имеет высокую профессиональную категорию;
- имеет высокие результаты профессиональной деятельности;
- обладает высокой методической культурой;
- пользуется уважением своих коллег-предметников, учителей и администрации школы;
- обладает высокой коммуникативной культурой;
- способен стать лидером коллектива педагогов.
    Для проведения итогов деятельности МО в рамках методической темы каждое МО проводит согласно графику, принятому в начале года, методические недели или декады:
- на этих декадах проводятся презентации, т.е. анализ профессиональных достижений педагогов, олимпиады, конкурсы, открытые уроки, внеклассные мероприятия.
      Анализ результатов образовательной деятельности обучающихся, состояния школьной документации дает представление об организации методической работы с педколлективом. Учитывая уровень образовательного процесса, запросы и потребности педагогов, а также  особенности обучающихся, проделана большая работа по их систематизации, обновлен методический кабинет. Структура методической службы соответствует потребностям педагогов в совершенствовании профессионального мастерства. Образовательное учреждение работает над единой методической проблемой: «Профессиональная компетентность учителя в формировании у учащихся учебных умений и навыков на уроках и во внеурочное время в соответствии со стандартом образования».
   В образовательном учреждении функционируют 5 методических объединений:
- М/О классных руководителей (председатель  Кравцова Н.В.)
- М/О учителей  гуманитарного цикла (председатель  Лебедева Л.В.);
- М/О учителей    естественно-  математического цикла (председатель       Беляева Н.В.);
- М/О учителей начальных классов (председатель  Иванова Т.А.);
- М/О учителей технологии, физкультуры, ОБЖ (председатель       Музалевская Н.Д.);
      В организации методической работы осуществляется мониторинг качества преподавания и уровня усвоения обучающимися программного материала, повышения квалификации. Все материалы систематизированы. Следует, однако, усилить контроль за уровнем методической работы через управленческие функции (приказ, административные совещания).
   
Методическая работа  в школе является одним из основных видов деятельности педагогического коллектива, ориентирована на профессиональные запросы, потребности, интересы каждого учителя, оказывает помощь в росте его мастерства, профессиональной компетентности.
Центральным звеном методической службы в школе, являются педагогический и методический советы. Решения методического совета находят воплощение в повседневной работе педагогического коллектива, на педсоветах и педагогических консилиумах.
Намечены задачи и на следующий учебный год. Главная из них создать продуктивную систему сотрудничества между всеми ступенями образовательного пространство.
Работа ШМО учителей русского языка и литературы была направлена на подготовку выпускников о сдаче экзаменов в форме ЕГЭ, проведение различных конкурсов и предметных олимпиад. Недостаточно ведётся работа по реализации планов самообразования по обмену опытом.
Низкая взаимопосещаемость уроков отмечается в работе ШМО педагогов математики, физики и информатики. Приоритетным направлением работы методического объединения является реализация профильного и предпрофильного образования.  Велась подготовка к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.
В рамках работы ШМО учителей обществоведческого цикла проводилась значительная  внеклассная работа: предметные олимпиада, предметная неделя, Брейн - ринг по истории  в 5-х, 6-х классах. В начальной школе были проведены тематические предметные олимпиады.
ШМО учителей естественно-научного цикла в течение этого года продолжило экологическую работу.
Классные руководители  в этом учебном году на заседаниях ШМО пытались систематизировать и структурировать воспитательную систему класса. Успешно с этой работой справились.
Задача всех ШМО - более продуктивно проводить работу с одарёнными детьми.
Уровень мастерства педагогов достаточно высок, не случайно с опытом работы наших учителей знакомятся учителя района.
 
 
В школе постоянно ведётся работа с молодыми специалистами и вновь прибывшими учителями, их приходиться учить как вести школьную документацию, методам и формам работы на уроках, умению поддерживать дисциплину в классе.
Единая методическая тема работы школы проходит через темы по самообразованию, и отражаются в творческих отчётах. В этом году учителя представили творческие отчёты о работе в форме портфолио. Качественные, интересные работы получились как у опытных педагогов, так и у молодых.
Большинство педагогов школы интересуются новинками методической  литературы, учебных пособий, дидактического и раздаточного материала. В последние два года много приобретено таблиц географических и исторических карт, пополняется школьная медиатека. К сожалению, ещё не все учителя используют в своей работе компьютер, хотя в школе имеются обучающие программы по всем предметам.
Главные задачи методической работы:
- совершенствование методики повышения эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий.
- больше применять информационные технологии и методики развивающего и здоровьесберегающего обучения.
- повышение педагогического мастерства преподавателей, обмен опытом.
-  продолжить работу с одарёнными детьми.
- поднять качество проведения занятий по дополнительному образованию.
- сохранять психологически комфортные условия обучения для учащихся и работы для учителей.
8). Особенно выделить наряду с задачами образования и развития, задачу оздоровления детей; администрация пришла к выводу о необходимости внесения ряда изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, для чего было решено:
- определить комплекс мер по формированию у учащихся ценностей здорового образа жизни;
- создать условия, благоприятные для укрепления здоровья и физического развития детей, включая упорядочение режима учебных занятий, предотвращение нагрузок учащихся, улучшение питания, строгий контроль за соблюдением медико-санитарных требований к организации учебно-воспитательного процесса;
- осуществить постепенный подход к личностно-ориентированному подходу в обучении, в основе которого-диагностика уровня здоровья, интеллектуального развития, обученности каждого школьника;
- совершенствовать внутреннюю дифференциацию на основе диагностики;
- ввести уровневую дифференциацию на уроках физкультуры (по группам здоровья) на основе состояния здоровья каждого ребенка (обследование врачами и психологами школы);
- разработать и внедрить в практику работы образовательного комплекса систему педагогического, психологического, медицинского мониторинга. Проводить контрольные срезы на протяжении всех лет обучения каждого ребенка и вручении ему в итоге вместе с аттестатом зрелости паспорта здоровья;
- создать постоянно действующую систему социально-психологической помощи учащимся и взрослым, объединяющих психологов, логопедов, социальных педагогов (ССП).
Задача укрепления и сохранения здоровья школьников является приоритетной в работе школы. Основное время в школе - урок, поэтому уже не первый год большинство педагогов школы работают по здоровьесберегающим  технологиям обучения. На уроках чередуются виды учебной деятельности, виды преподавания. Педагоги стремятся к тому, чтобы  все дети  включались в учебный процесс, используя активные методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, общения, воображения, самооценки и взаимооценки. Многие педагоги школы используют динамические паузы на уроках,   проводят физкультминутки,  гимнастику для глаз. Результат - дети меньше болели в течение всего года, меньше пропусков уроков, лучше успеваемость.
Неоднократно на педсоветах и собеседованиях с учителями обращалось внимание на объем  домашних заданий, пределы выполнения домашнего задания, а также на то, что домашнее задание должно быть подготовлено ходом урока, посильное для каждого ученика, т.е. дифференцированное. Администрация школы постоянно контролирует количество контрольных работ, самостоятельных работ, тестов, чтобы не было перегрузки учащихся.
На уроках педагоги школы стараются создать комфортную, дружелюбную атмосферу, у многих присутствует эмоциональная разрядка: шутка, улыбка, поговорка. Радует, что практически все посещенные уроки отличались хорошим микроклиматом, теплыми взаимоотношениями между учителями и учениками. Большинство учителей не представляют своей работы без создания на уроке атмосферы сотрудничества:
- уважительное и в меру требовательное отношение учителя к учащимся;
- объективность любых оценок;
- предоставление ученикам возможность пересдать зачёт, переписать контрольную работу;
- обращение по имени;
- использование «ситуации успеха» и т.д.
Использование здоровьесберегающих технологий невозможно без рациональной организации учебного процесса.
Учебный план разработан для каждого звена на основе базисного с учетом требований СанПин 2.4.2. 1178-02, в котором учитываются не только склонности, интересы детей, пожелания родителей, но и возможности школы, состояние здоровья детей.
В первом классе «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки.
Во всех классах строго соблюдается максимально допустимая нагрузка. Наиболее значительным фактором, влияющим на объём нагрузки школьников  является расписание уроков. Оно составляется с учетом санитарно-гигиенических нормативов, интересов детей, педагогов, рекомендаций ученых.
В одних классах расписание более оптимальное, в других - менее, т.к. это обусловлено не равномерностью нагрузки педагогов.
Режим дня школьников выполняется: уроки по 35 мин. в начальной школе при пятидневной учебной неделе, по 40 мин. в среднем и старшем звене при пятидневной неделе; перемены по 10 и две по 20 мин. для питания. Во время перемен классные комнаты обязательно проветриваются. Силами администрации и педагогов школы осуществляется санитарно-гигиеническое просвещение учащихся и родителей и соблюдение санитарно-гигиенического режима.
Все педагоги школы знают и соблюдают правила ТБ. Во всех  классных комнатах имеются инструкции, в специальных  кабинетах дополнительные инструкции по правилам поведения в кабинете при проведении практических и лабораторных работ.
Учителя физики, химии, биологии, трудового  обучения, физкультуры поводят инструктаж учащихся во время  занятий. О чём делаются записи в классных журналах.
На уроках физкультуры большое внимание уделяется общей физической подготовке учащихся, уроки планируются с учётом физических особенностей учащихся, их состояния здоровья.  В школе работают две
  спортивные секции, проводятся дни здоровья. В формировании системы спортивно-оздоровительной работы важное место принадлежит организации и проведению спортивных праздников «День здоровья», «Весёлые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья», соревнования по настольному теннису, товарищеские встречи по футболу, волейболу, баскетболу, пионерболу, Дни безопасности, турслёт.
Большую роль в системе работы по реализации программы здоровья играет организация питания учащихся и педагогов. Улучшилось качество питания, его доступность. 
Большое внимание уделяется изучению правил дорожного движения, правил безопасного поведения на воде, во время чрезвычайных ситуаций на классных часах, уроках ОБЖ и по необходимости на  других уроках.
  
Интенсификация учебной деятельности, увеличение объёма информации, усложнение учебных программ -  следствие выполнение школой социального заказа. С другой стороны все выше перечисленное является фактором риска здоровья учащихся.
Поэтому от учителя требуется не только научить, но и уметь предупреждать утомление учащихся.
 Реализуя основную цель программы развития - усиление личностной направленности образования и воспитания, адаптирование образовательного процесса к возможностям и интересам обучающихся - активизировала работу социально-психологическая служба.  Разработаны и успешно применяются программы психологического сопровождения адаптации в начальном, среднем, старшем звене, в профильном обучении.
За 2006 год обследовано 350 детей, проведено 3 групповые консультации для родителей 1,9,11-х классов, 15 индивидуальных консультаций  для родителей, 44 учащихся группы риска  получили поддержку от социального педагога, школьного психолога.
Психологическое сопровождение предпрофильного и профильного обучения способствует сознательному самоопределению учащихся их профессионального пути. Исследование личностных психологических характеристик помогает сделать выбор профиля обучения  учитывая индивидуальных особенности и способности ребенка, что является показателем успешной адаптации в старшем звене.
На протяжении нескольких лет в школе функционирует психолого-педагогический консилиум, в составе которого педагог-психолог, логопед,  опытные учителя.  Работая в тесном сотрудничестве с городской ПМПК, школьный консилиум проводит обследование детей, отслеживает динамику психолого-педагогического развития учащихся, нуждающихся в коррекционной помощи, определяет индивидуально-развивающую программу для каждого ребенка.
Проводимая работа обеспечивает возможность получения детьми с отклонениями в развитии основного общего образования, навыков социальной адаптации.
Основными задачами по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни являются:
- не  допускать ухудшения здоровья учащихся в период пребывания в школе.
- создать условия для формирования здорового образа жизни.    
Одной из характерных особенностей школы является комфортных психологический микроклимат, тёплые взаимоотношения между учителями и учащимися. Воспитательная работа в Школе является неотъемлемой частью учебного процесса, а проводимые разнообразные внеклассные мероприятия - прекрасная возможность для самовыражения ребёнка.
Имеется социально-психологическая служба:
Социальный педагог
Педагог - психолог
        Основными формами работы с родителями в школе являются:
- родительские собрания (классные и общешкольные);
- индивидуальные беседы с родителями.
Успешность данного взаимодействия определяет правильный выбор классного и школьного родительских комитетов. Основной формой работы с родителями по-прежнему остается проведение родительских собраний, как классных, так и общешкольных. Родители проблемных учащихся, и те, которые не смогли посетить родительские собрания, приглашаются на индивидуальные встречи с классными руководителями, с учителями-предметниками, школьной администрацией, на заседания ШАК, с социальным педагогом и школьным психологам.
Нельзя не сказать о тематике родительских собраний: «Права и обязанности родителей», «В кругу сверстников», «Вредные привычки», «Выбор профессии», «Конфликты в подростковой среде», «Введение школьной формы», «Родители глазами детей», «Проблемы школьной жизни»,   «Предпрофильная подготовка и ее значение в выборе профессии»,        «Правовые основы семьи», « Влияние семьи на поведение и успеваемость учащихся»,  «Учеба и воспитание: успехи и неудачи» , «Адаптационный период первоклассника», «Развитие личности младшего школьника».   Хотелось бы отметить классных руководителей, которые успешно и нетрадиционно работали с родителями, проводили родительские собрания «За чашкой чая», готовили концерт-поздравление мамам и бабушкам, организовали пикник в конце учебного года.
Задачей работы на новый учебный год является включение родительской общественности к управлению школой, процессам планирования и анализа жизнедеятельности школьного и классного коллективов через активизации деятельности классных родительских комитетов, Общешкольного родительского комитета, Совета школы.
 
Исходя из анализа работы школы можно выделить факторы роста:
1. Истоки, наследие, традиции школы в обучении и воспитании детей .
2. Достаточно высокий кадровый потенциал.
3. Своеобразный престиж школы, куда хотят попасть учиться. Это    имя школа заработала себе многолетней результативной работой.
4. Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Роль методической работы в школе значительно возросла в современных условиях в связи с необходимостью рационального и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания.
5. Значительные наработки школы в области преподавания химии, биологии, математики, русского языка и литературы.
6. Интересные традиции и новые творческие дела, которые делают жизнь учащихся и учителей в школе живой, радостной и запоминающейся.
7. Улучшение МТБ школы.
8. Конечно же, очень важным в работе педагогического коллектива остается усиление роли патриотического воспитания.
 
 
 
Hosted by uCoz