ПНПО
Петриченко Татьяна
Анатольевна - учитель
английского языка,
высшей
квалификационной
категории, участник
конкурса ПНПО.
Особое внимание на
уроках уделяет методу
сохранения и
укрепления здоровья
учащихся
Здоровьесберегающие технологии на уроках
английского языка
 
    Здоровье - самая большая драгоценность, которая у нас есть. Здоровье - это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого - педагогическая гармония человека, а также доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой.
      Слова « ученик и его здоровье» позволят внести ясность о том, о чем пойдет речь. А речь пойдет о сохранении здоровья и работоспособности ученика на уроках английского языка и оптимальной их работоспособности дома. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально - экономические  условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек и результатом  всего этого является низкий уровень активности учащихся на уроках.
        Педагогические исследования показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Число школьников
·    с хронической патологией возросло в 1,5 раза
·    за время обучения 70% функциональных расстройств переходят в хроническую патологию к окончанию школы
·    в 4-5 раз возрастает заболевание органов зрения
·    в 3 раза - органов пищеварения
·    в 2 раза число нервно - психических расстройств
·    ДАННЫЕ по району и поселка
Поэтому, одной из приоритетных задач образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся.
 
Метод сохранения и укрепления здоровья
Здоровьесберегающие технологии - это
*смена видов деятельности
*чередование видов активности (интуллектуальной_эмоциональной_ двигательной)
*использование «разрядок», игры
 * разучивание стихов, инсценирование, пение, а также   любые виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость.
Школьный курс английского  языка имеет практическую направленность и для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей,  а также поддержания при этом  мотивации обучаемых я использую метод сохранения и укрепления здоровья. При организации  и проведении любого урока должны учитываться физиологические  гигиенические требования СанПИНа, создание необходимых условий для сохранения здоровья учеников .
На своих уроках я стремлюсь к тому,  чтобы весь урок проходил непринужденно, а мой тон был  бодрым и дружелюбным и  в этом мне помогают:  во - первых,
комплекс дыхательной гимнастики.
На своих занятиях использую комплекс дыхательной гимнастики  как и на начальном этапе обучения так и на старшем этапе обучения, т.к.  от частоты дыхания зависит правильное чтение текста.
 На начальном этапе -Упр №1.В игровой форме   надуваем  шарик. Между детьми проводится конкурс « У кого шарик больше?». На среднем звене с использованием такого упражнения дети отрабатывают грамматический материал  -степень сравнения прилагательных.
 Упр.№2 Попеременное дыхание через левую и правую ноздрю с выдохом через рот. Повторяем 10-12 раз.
Упр.№3.Глубокий вдох, с задержкой дыхания и медленным выдохом.
Комплекс дыхательной гимнастики использую параллельно с  фонетической отработкой  звуков, с применением таких упражнений как « Трубач», « Поиграй на трубе», одно из этих упражнений мы сейчас проведем. Кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким звуком P, а также с громким звуком F. Такие упражнения укрепляют дыхательную мускулатуру детей, а цель таких упражнений укрепить сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и еще, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Для создания приятной и  располагающей обстановки на уроке,  я использую
зарядки - релаксации. С английского языка relax переводится - уменьшать напряжение, расслаблять, отдыхать. По времени это занимает 3-5 минут.
Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, что ведет к улучшению усвоения материала.
Формы релаксации:
Различного рода движения
Игры по ситуациям, использование пантомимы, игра в мяч
Пение
Танцевальные движения
Но при  ее проведении  я ставлю перед учениками цель-  запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память. Такая форма релаксации как зарядка очень распространена среди учителей иностранного языка, она основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка или слово, воздействует на чувство и сознание ребят. Я считаю, что вам необходимо отдохнуть и сделать несколько упражнений: Hands up, hands down
                       Hands on hips
                       Bend left, bend right
                       To the side Hop Stop
Clap,clap,clap your hands
Clap your hands together
Stamp, stamp,stamp your feet
Stamp your feet together
Nod Nod Nod your head
Nod your head together
Dance dance dance a dance
Dance a dance together
На начальном этапе в течение урока я провожу две физкультминутки, одна на английском языке, вторая на русском, которая  используется для профилактики простудных заболеваний: 1. Чтобы
                                                 горло не болело,
                                                 Мы его погладим                                                             смело.
                                   погладить горло поочередно
                                              руками).
                                          2.Чтоб не кашлять и                                                      чихать,
                                              Надо носик растирать.
                                           (Большим указательным                                               пальцем
                                           Потереть нос).
                                            3.Лоб мы тоже разотрем:
                                     Ладошку держим козырьком.
                                           (Растираем лоб ребром                                                   ладони).
                                      4. Вилку пальчиками сделай-
                                            Ушки ты массируй смело.
                                 (Растираем средним и указатель
                                             ными пальцами уши).
                                        5. Знаем точно: да- да - да,
                                         Нам простуда не страшна.
                               (Ладошки растираем и хлопаем).  
Игра - следующая форма релаксации,  которая используется на моих уроках. Игра  способствует отдыху, вызывающая удовольствие и легкость. Такая форма релаксации используется при изучении алфавита: игра - пантомима изобразите букву, т.е. нарисуйте букву в воздухе головой в паре с партнером. При изучении темы « Животные» изображаем животное мимикой или  движением, головой, жестами, подобные игры используются как способ развития координации ног и рук, других частей тела и вызывают положительные эмоции на уроке.
Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Активизирует функции головного мозга и дыхательного аппарата, повышает интерес к предмету,  развивает слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.
Во время урока не все учащиеся работают одинаково и это зависит,  не от того, выучил, знает, а от того, что не всем одинаково работается в разные часы суток и мы должны это учитывать, и на помощь в этом мне приходит  своеобразная разрядка, т.е. 
смена деятельности, такая форма разрядки приводит к быстрому восстановлению работоспособности. Например, рисование способствует не только отдыху, но и  запоминанию сказанного; лепка из пластилина, такая форма разрядки  на начальном этапе обучения, способствует улучшению моторики.
 С иноязычной речью учащиеся знакомятся с первого урока, для запоминания  и применения отдельных фраз в мини диалогах, а также снятия усталости малыши пользуются пальчиковыми куклами, на среднем этапе обучения,  я использую куклы Бибабо, они оказывают большую помощь в драматизации небольших сценок и дают детям возможность снять усталость.
Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует концентрации внимания, напряжения сил. Очень трудно настроить ребят на овладение знаниями в середине и в конце учебного дня, когда многие не могут «отойти»  от предыдущего урока, чтобы помочь им в этом, я  использую элементы аутогенной тренировки,  такая тренировка является преодолением стрессов и  нервных напряжений. И. Шульц - является создателем системы аутогенной тренировки. Специальные упражнения помогают учащимся концентрировать свою психику на состоянии покоя и релаксации (расслабления). Я считаю, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине, центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. Я предлагаю вам сейчас достичь состояния аутогенного погружения , где ваши положительные  представления будут  оказывать на вегетативную нервную систему положительные эмоции при этом вам необходимо расслабиться, прийти к состоянию релаксации думайте об успехе .Я включаю тихую и спокойную музыку, примите удобную позу, отрегулируйте дыхание, расслабьтесь. Сидя на стуле слегка наклоните туловище вперед, голову чуть - чуть опустите. Глаза закрыты, ноги при этом поставьте на полную ступню, колени не должны касаться друг друга. Предплечья рук положите на переднюю поверхность бедер, кисти свободно свесить. То есть принять позу « кучера». Расслабьте мышцы лица и рук, затем затылка, шеи, плеч, грудной клетки, живота,    дыхание спокойное. Не отвлекайтесь на посторонние мысли:
I am ready to rest,
I want to be quiet
All my muscles are relaxed
      My breast muscles are relaxed
      My body is resting
      Nothing can trouble me.
Open your eyes. How do you feel?
Такая форма расслабления обеспечивает лучший отдых, успокаивает нервную систему.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, что и преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учить жить детей без стрессов и конечно же использование здоровьесберегающих технологий влияет на процент качества знаний по английскому языку.
Здоровье человека - самое драгоценное произведение природы, но хранить эту драгоценность, укреплять этот дар природы - уже чисто человеческое занятие и обязанность Мы приветствуем друг друга словом « здравствуйте» и в этом великий изначальный смысл. «Здравствуйте» - то есть будьте здоровы!
Hosted by uCoz